Разработка алгоритмов программного обеспечения.
В АСУТП написание любое программы начинается с разработки алгоритма. Выносим за скобки необходимый минимум, который программист должен изучить до написания кода: получение ТЗ, проект, вникнуть в технологические процессы и тп.
Алгоритм – это последовательность команд управления субъектом. Причем, субъект управления — любой исполнительный механизм, если в заводской конфигурацией настроено выполнять определенную функцию по сигналу.
Человек действует согласно алгоритма, не задумываясь о процессах, доведено до автоматизма: автовладелец выполняет последовательность действий для заправки: припарковаться у колонки, открыть бак, выйти из машины, взять пистолет, установить заправочный пистолет в бак, оплатить топливо, дождаться заправки, вытащить пистолет, закрыть бак, и уехать.
Человеку, существу разумному, «команды» или действия понятны, он научился их совершать. Для отличного устройства команду «припарковаться у парковки» придется расписывать подробно, описывая управление автомобилем.
Программа пишется в расчете на конкретного исполнителя, понимающего команды.
Учитывая вышенаписанное, программист определяется со средой разработки программного обеспечения, той системой команд, понятной устройствам, на которые направлено будущее программное обеспечение.
Опытные программисты в состоянии разрабатывать ПО, без предварительной подготовки. Однако, начиная с 50х годов, эпохи первого поколения ЭВМ, в качестве наглядности процессов и подсказок характера операций, широко использовались блок-схемы.
Блок-схемы состоят из геометрических фигур, каждая обозначает свое действие. Например: овал — начало или окончание алгоритма, параллелограмм – работа с данными/переменными, прямоугольник – присваивание или вычисление, ромб – проверка условия, переходы между блоками (фигурами) обозначаются стрелками. Подобные алгоритмы в виде блок-схем позволяют начинающим программистам избежать ошибок в последовательности действий программного кода.